Речное училище

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: +34, (+34/-0)
Пожалуйста, проголосуйте!

С древних времен велико уважение людей к реке – малой, большой, великой. И речной флот в жизни людей на важнейшем месте. Великаны – лайнеры отправляются в дальние рейсы по Каме. Проносятся крылатые скороходы – «Ракеты», «Метеоры», «Восходы». Идут мощные грузовые суда, буксиры.
Но нет флота без людей. На каждом речном корабле большой коллектив самых разных специалистов. Многие из них являются воспитанниками Пермского речного училища (техникума), ныне Пермского филиала ФГОУ ВПО «ВГАВТ».
С чего все начиналось? Каков путь училища с момента создания и до наших дней?
К 1900 году на реках бассейна Камы курсировало 276 пароходов, из которых 200 были построены на прикамских заводах. Назрела необходимость в создании учебного заведения, способного выпускать специалистов речного транспорта. Инициативу в открытии речного училища проявили жители судоходного села Слудка. В 1902 году они выбрали на своем сходе представителей, которым поручили ходатайствовать перед властями об открытии речного училища в Перми. Но ходоки вернулись без результатов.
В первой половине 1910 года в Пермской Городской думе был сделан доклад Городской управы по возбужденному пермским Биржевым Комитетом вопросу об открытии в Перми речного училища. Согласно докладу, Министерством Путей Сообщения предполагается перевести речное училище из Рыбинска в Пермь, в виду того, что большинство воспитанников этого училища составляют уроженцы Пермской губернии. В 1911 году Городская Дума единогласно постановила: ассигновать 1500 рублей и дать обязательство о ежегодном назначении такого пособия на содержание речного училища 1-го разряда, если такое будет открыто, и производить начисление пособия лишь со дня открытия и до тех пор, пока будет существовать это училище в Перми.
25 июня 1912 года последовал одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон, Высочайше утвержденный Николаем II.
«С 1-го июля 1913 года на содержание училища казною были отпущены средства и учрежден штат служащих, с какового времени оно считается официально открытым. Занятия же начались с 15-го октября, а 21-го происходил акт торжественного открытия».
Первый набор состоял из 36 человек. Тяжело было поступить и учиться в училище. Обучение было платное, 25 рублей в год, все жили на частных квартирах, библиотекой при училище пользовались только преподаватели, форменную одежду курсантам шили за их счет. В училище был жесткий режим, строгая дисциплина, что нашло свое выражение в количестве выпускников этого набора. В1916 году состоялся выпуск первой группы из 7 человек капитанов второго разряда речного и озерного плавания. Последний набор в училище был проведен в 1918 году, а с 1919 года вместо училища были организованы двухгодичные профессионально-технические курсы водного транспорта. В 1921 году курсы были перенесены в затоны, а в место них открыт Пермский дневной рабочий техникум водного транспорта судомеханической (паровики) специальности с четырехлетним сроком обучения. В1924 году открываются учебные мастерские, которые, помимо своего основного назначения – выработать у учащихся элементарные навыки слесарного дела – становятся источником дохода.
С развитием промышленности и транспорта в 1930-е годы растет потребность в специалистах речного флота. В Пермском речном техникуме открывается судоводительское и судомеханическое отделения, начинается набор на специальность «Дноуглубитель». С1931 по 1947 годы 127 женщин получили специальность судоводителя. За время Великой Отечественной войны техникум закончили 173 судоводителя и судомеханика, из них 43 женщины. Многие из выпускников сражались на фронтах и погибли, защищая родину. После войны училище продолжает готовить судоводителей и судомехаников. В 1947 году Пермский речной техникум был реорганизован в Пермское речное училище. На основных отделениях обучалось 280 человек. Кроме них в училище были образованы шесть групп стажистов (160 человек), которые учились с отрывом от производства. С 1956 года вместо паровиков стали готовить судомехаников-дизелистов.
В 1960 году ПРУ переезжает в новый корпус. «…Училище бросило свои тяжелые якоря на вершине егошихинского яра. Его просторное четырехэтажное здание видно издалека. Два бакена у входа – красный и белый, показывают верный курс…» так писала газета «Пермские ведомости». В новом учебном корпусе разместилось 26 учебных аудиторий. Оборудуются и вводятся в действие лаборатории судовождения, судомеханическая, электромеханическая и другие. Открыты новые учебно-производственные мастерские. К1963 году, к году пятидесятилетия училища, было подготовлено около трех тысяч специалистов речного флота. Воспитанников училища можно было встретить на Волге, Оби, Амуре, Днепре, Печоре и других реках страны. Но основная часть выпускников работала на Каме. Училище воспитало целые династии.
К своему шестидесятилетию училище увеличило учебно-материальную базу. Тридцать кабинетов и лабораторий, учебные мастерские со слесарным, токарным, электромонтажным и жестяно — медницкими цехами, учебно-производственные суда, спортивный корпус с двумя залами – большой гимнастический площадью 626 кв. метров с балконом на 400 мест и малым залом для борцов. Библиотека училища насчитывает более 50 тысяч художественных книг, учебников и учебных пособий. Училище имеет два общежития на 500 мест.
До 2007 г. Пермское речное училище существует как самостоятельное учебное заведение. С 2008 г. по настоящее время училище входит в состав Пермского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Волжская государственная академия водного транспорта”.
Учебно — производственным практикам курсантов, как составной и неотъемлемой части подготовки будущих командиров флота, всегда уделялось должное внимание. Справедливости ради, надо сказать, что в шестидесятые годы XX века она была более интересной и плодотворной, чем спустя сорок лет. В настоящее время у курсантов и студентов ПРУ 28 видов практик. По специальностям они распределяются так: у судоводителей и электромехаников – по 8 видов, у автотехников – 5, у бухгалтеров- экономистов – 4, у менеджеров гостиничного сервиса – 3. Все практики подразделяются на учебные (для приобретения профессиональных первичных навыков), технологические (по профилю специальности) и квалификационные (стажировки). Большинство видов практик организуется и проводится на предприятиях и организациях г. Перми и области. Основными из них являются традиционные партнеры училища: порт Пермь, Пермский СРЗ, Камская судоходная компания, подразделения бухгалтерско-экономического профиля многочисленных предприятий и организаций. Налаживаются связи с автотранспортными предприятиями, туристическими фирмами и гостиницами. Училище имеет свои учебные суда — теплоходы «Учебный» и «Иртыш».
Курсанты активно занимаются спортом, туризмом и художественной самодеятельностью. Принимают участие в общественной жизни района.
Основой успешного выполнения академией своих задач является дружный, высококвалифицированный коллектив педагогов, который успешно сочетает в своей деятельности обучение и воспитание при доброжелательном отношении к учебе и быту курсантов. Большинство преподавателей имеет педагогический стаж более 25 лет, часть из них являются выпускниками речного училища.
Всего в филиале учились и окончили его более 20 000 человек. Многие из них немало сделали для развития судоходства на Каме, стали политическими и общественными деятелями. Среди них Зеров Н.П.- механик теплохода «Вильгельм Пик», Герой Социалистического труда, Кобелев Б.М. – начальник Камской судоходной компании, Игумнов Г.В. – первый губернатор Пермской области, Гребенкин А.А – поэт.

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: +34, (+34/-0)
Пожалуйста, проголосуйте!
Запись опубликована в рубрике Все истории, Самые новые, Самые обсуждаемые. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Речное училище

  1. Студент говорит:

    история интересная, но вторая половина больше для абитуриентов

  2. Скотч говорит:

    не пойду туда учиться

  3. КВН говорит:

    И Михаил Васильевич Левин — сейчас председатель совета ветеранов ГТРК «Пермь», а в недавнем прошлом — главный редактор Пермского радио.
    А вообще, сильно — из училища в академию???…
    Жаль, что сейчас, наверное, (судя по наличию транспорта на Каме) эта специальность менее востребована.

  4. Жужу говорит:

    что-то мне не хочется там учиться!!!

  5. Виктория говорит:

    была там в актовом зале — красиво!

  6. Студент говорит:

    якорь там большой

  7. Наливай говорит:

    Большой якорь)))

  8. Beerlaker говорит:

    Никогда не понимал: зачем нам так много моряков?

  9. VIP говорит:

    про Игумнова удивило

Добавить комментарий